Эры и эпохи

Для отсчета промежутка времени отделяющего от того или иного исторического события, выбор начала отсчета является второстепенным. Для правильного счета лет существенно не то, какое событие принято за эпоху, а то, что за начало отсчета принята одна и та же определенная дата.

 Выбор начала отсчета в различных календарях делался из различных соображений, но всегда условно и произвольно. У домусульманских арабов существовал счет времени от "года слона". В этой "эре" эпохой (началом отсчета) является событие сугубо местного значения - нападение на Мекку войска из Йемена, в составе которого были боевые слоны.

  Такие "эры" местного значения в древности были весьма распространены. Древнегреческий историк Фукидид применял счет времени по Пелопонесской войне, падению Трои, изгнанию Пизистрата. Существовало немало эр, связанных с правлением того или иного царя или с их военными победами. Такова, например, употреблявшаяся в Древней Александрии эра Августа. В этой эре за начало отсчета была принята решительная победа Августа над Антонием.

Эры и эпохи. Акбар
Акбар
Такова эра, установленная в 1550 г. нашего летоисчесления в Индии "великим Моголом" Акбаром, приказавшим согласовать летоисчесление с годом вступления его на трон.

Богословы неоднократно создавали претендавашие на универсальность "мировые эры", в которых за начало принималось "сотворение мира".
В александрийской эре, которая некоторое время была в ходу в Греции, а абиссинцами и котами применялась вплоть до XX века, "сотворение мира относилось к 5501 г. до н. э. В антохийской эре "сотворение мира" было отнесено к 5969 г. до н. э., а в византийской эре "сотворение мира" соответствовало 5508 г. до н. э. Всего таких эр было придумано около 200.

В самой длинной из них "сотворение мира" относилось к 6984 г. до нашего летоисчесления, в самой короткой - к 3483 г. до нашего летоисчесления. Эти сроки до смешного малы с точки зрения современных научных знаний, согласно которым возраст Земли исчисляется миллиардами лет, а возраст многих звезд оказывается еще большим.

Эры и эпохи. Индия
Совершенно особняком от всех упомянутых выше эр стоит древнеиндийское летоисчесление, описанное в старинных индийских религиозных книгах. В его основе лежит год, состоящий из 360 дней. Эра построена из гигантских периодов, по истечении которых, как сказано в этих книгах, все живое умирает. Каждый такой период, называемый эоном или кальпой, длится 4 320 000 000 лет, но это, по словам древнеиндийских религиозных авторов, лишь один день в жизни Брамы. Каждый эон делится на 1000 периодов, махаюг, по 4 320 000 лет. Последняя махаюга состоит из четырех периодов: деваюги - царства богов или золотого века, третаюги - серебрянного века, дванариюги - медного века и калиюги - железного века, века греха, в котором живем мы. Таково это удивительное летоисчесление, очень поэтичное и совершенно не обоснованное.

Эры и эпохи. Дионисий Малый.
Дионисий Малый
В настоящее время повсеместно получила распространение христианская эра, в которой эпохой является "рождество Христово". Эта эра была введена на основании расчетов, сделанных римским монахом Дионисием Малым в 241 г. эры Диоклетиана, согласно которым воскресение Иисуса произошло за 253, а рождество - за 283 года до начала эры Диоклетиана. Поэтому следующий год Дионисий назвал 525 годом от рождества Христова.

Вместе с распространением христианской религии предложенная Дионисием христианская эра начала распространяться повсеместно. В 532 г. нашего летоисчесления она была принята в Риме, в VIII веке - во Франции.


Эры и эпохи. Петр 1.
Петр I
В России вплоть до XVIII века была в ходу византийская эра от "сотворения мира". Указом Петра I от 20 декабря 1699 г. в России была введена эра от "рождества Христова" и 1 января 7208 г. византийской эры было приказано считать 1 января 1700г. от "рождества Христова".

К 19 веку счет от "рождества Христова" был введен во всех "христианских" странах.

 В странах, где господствует ислам, существует своя мусульманская эра, в которой эпохой считается "хиджра" - год бегства пророка Мохамеда из Мекки в Медину. Эта эра была введена халифом Омаром в 634 - 644 гг. нашего летоисчесления; "хиджра" была отнесена Омаром к 622 г. нашей эры.

Эры и эпохи. Наполеон.
Наполеон
Самой поздней была введенная во Франции "эра республики", эпохой которой был объявлен день провозглашения республики 22 сентября 1792 г. Этот календарь был отменен Наполеоном, восстановлен во время Парижской коммуны, и перестал действовать после ее гибели.