Римский календарь

Юлианский календарь


Римский календарь.Юлий Цезарь. Юлианский календарь.
Юлий Цезарь
В Древнем Риме сначала тоже пользовались лунным календарем, в котором год состоял из 10 месяцев по 29 и 30 дней каждый и содержал 304 дня. Затем был введен лунный календарь, в котором год состоял из 12 месяцев и содержал 355 дней. Столкнувшись с тем, что одни и те же календарные даты приходятся то на одно, то на другое время года, римляне в начале 6 века до н. э. ввели в свой календарь исправления, превратив его в лунно-солнечный. При этом на протяжении периода, состоящего из 4 лет, два календарных года остались обычными, а два были сделаны удлиненными, содержащими добавочный месяц в 22 или 23 дня. По сравнению с солнечным годом эта поправка оказалась избыточной и календарный год стал длиннее солнечного на одни сутки. Поэтому потребовались дальнейшие поправки, которые было поручено делать жрецам по мере надобности.

Однако жрецы, отчасти по небрежности, отчасти из корыстных соображений, делали это плохо. Ведь с различными календарными датами  были связаны такие события, как окончание и начало срока правления должностных лиц. Удлинняя или укорачивая месяц, жрецы могли эти события приблизить или отдалить. В Древнем Риме проценты по долгам полагалось платить первого числа каждого месяца. Владея календарем, жрецы и это, тяжкое для многих, событие могли при желании отодвинуть. Кстати само слово "календарь" происходит от латинских слов calendarium (долговая книга) и calendae (первый день месяца).

Постепенно жрецы так запутали счет дней в году, что это стало мешать нормальной гражданской жизни. В I веке до н. э. император Юлий Цезарь приказал упорядочить календарь. По приказанию египетского астронома Созигена в 46 году до н. э.  в Дреанем Риме бвл принят новый солнечный календарь. Этот календарь получил название юлианского и известен также под названием старого стиля.

 Григорианский календарь 

 

Римский календарь. Григорий 12. Григорианский календарь.
Григорий XIII
В солнечном календаре за основу отсчета времени берется длительность одного оборота Земли вокруг Солнца. При этом для определенности отсчет времени ведется от одного до другого последовательного прохождения центра Солнца через точку весеннего равноденствия. Отсчитываемый таким образом промежуток времени называется тропическим годом. Как уже указывалось ранее, с точностью 0,1 секунды его длительность равняется 365,2422 дня.
Между тем в календаре, узаконенным Юлием Цезарем в I веке до н. э., или так называемом юлианском календаре, длительность года округленно была принята равной 365,25 суток. При этом для ровного счета три года считались содержащими по 365 дней, а каждый четвертый - 366 дней. С этой поправкой длина года по юлианскому календарю в среднем оказывается на 11 минут 14 секунд больше длины тропического года, что составляет сутки за 128 лет и 3 дня за 384 года, или грубо, три дня за 400 лет. В 325 г. нашей эры на Никейском церковном соборе система счета юлианского календаря была сохранена и утверждена в качестве христианского календаря.

В тот год весенние равноденствие наступило 21 марта, и Никейский собор постановил, что праздник пасхи должен праздноваться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.
В первые десятилетия и даже в первое столетие после этого постановления с днем празднования пасхи все обстояло благополучно. Однако в дальнейшемначались неприятности. С течением столетий неучтенное расхождение длительности календарного и реального года (1 сутки за 128 лет) постепенно накапливалось и действительное начало весны (равенство дня с ночью) стало все больше расходится с календарным. В XIV веке это расхождение уже привысило 7 дней, и ученые того времени неоднократно поднимали вопрос об исправлении календаря. Однако решение этого вопроса все откладывалось, ведь все календарные даты среди прочего указывают и дни религиозных праздников, а у различных церквей (католической, православной) по этому поводу были различные мнения.

В XIV веке за исправление календаря высказался папа римский Клемент VI. В конце XV века папа Сикст VI начал подготовку реформы календаря и , что для церкви было самым важным, исправление пасхалий, т. е. уточнение дат празднования пасхи. В XVI веке реформу календаря обсуждали два "вселенских" собора: Латеранский и Тридентский. Наконец в 1582 г. папа


Луиджи Лилио (Алоизий Лилиус)
Изображение Алоизия Лилиуса,
созданное к пятисотлетию со дня
его рождения художником
Элио Малена
Григорий XIII утвердил проект реформы календаря, предложенный Луиджи Лилио (Алоизия Лилиуса), и издал буллу, согласно которой, предписывалось день, следующий после четверга 4 октября 1582 г., считать пятницей 15 октября того же года. Таким образом, счет дней был передвинут на 10 дней вперед и исправлено уже накопившееся расхождение. Кроме того, предписывалось считать високосными не 100 из 400 лет, как это было принято в юлианском календаре, а 97 из 400. При этом расхождение календаря с временами года и моментами равноденствий снижается. В юлианском календаре оно составляет 0,00780 суток в год или 1 сутки за 128 лет, а в григорианском - лишь 0,00030 суток в год или сутки за 3280 лет. Невисокосными, простыми, в григорианском календаре считаются все годы столетий
(например, 1700, 1800, 1900), за исключением тех, у которых


Введение григорианского календаря
Введение григорианского календаря. Антонио Лилиус на коленях представляет папе Григорию XIII проект календаря. Барельеф на могиле папы Григория XIII в Соборе Святого Петра в Риме.


число по отнятии двух нулей делится на четыре без остатка (например, 1600, 2000). Счет дней по григорианскому календарю часто называют новым стилем.